Медиаиздание «МЕЛ» – 09.11.2020 09.11.2020

«Мы не до конца понимали, что нас ждёт». Как студенты заменяют школьных учителей во время пандемии

С полным текстом заметки можно ознакомиться на сайте медиаиздания «МЕЛ»: https://mel.fm/pandemiya/6159283-change_teacher

6–11-е классы в московских школах продолжают учиться дистанционно до 22 ноября. Но ограничения коснулись не только детей: учителей из группы риска по коронавирусу временно отстранили от очных уроков, им на смену пришли студенты. Что из этого получилось, рассказывают сами участники эксперимента — учителя и их молодые заместители.

12–13 октября студентам московских педагогических вузов сообщили, что нужно будет выйти на практику на месяц раньше. Все потому, что многие школьные учителя оказались в зоне риска по коронавирусу. Педагоги в возрасте 65+ или те, у кого есть хронические заболевания, по указу мэра в связи с ростом числа заболевших коронавирусом должны были оставаться дома. Всего таких учителей в Москве оказалось 1,3 тысячи.

Именно в этот момент активно заработал сервис «Учитель на замену»: он помогает быстро найти подмену учителю, ушедшему на самоизоляцию. В его базе — студенты профильных вузов и педагоги дополнительного образования. Правда, они становятся не просто учителями-заместителями. Основной педагог никуда не девается, он все равно ведет уроки — подключается к классу в онлайн-формате. А вот заместитель в классе становится его руками и ногами. А еще всевидящим оком.

Чтобы оперативно осуществить качественную замену педагога, директору нужно зарегистрироваться на сайте, и, как обещает сервис, уже через 3 часа будет найден походящий кандидат. По данным Департамента образования и науки Москвы за 3 октября, сервисом уже воспользовались 114 образовательных организаций.

Обязательное условие для регистрации в качестве ассистента или педагога — прохождение независимой предметной диагностики в МЦКО, которая доступна в дистанционном формате. Ее результат нужно прикрепить к своей анкете.

Также все студенты обязаны пройти тест на коронавирус и антитела к нему. Только после этого их допускают до работы в школах.

Для педагогов такой сервис — возможность не полностью изолироваться от учебного процесса и контролировать происходящее, для студентов — обязательная производственная практика в новом формате. Учителя и студентки МГПУ рассказали «Мелу», страшно ли работать в таких условиях, как молодые педагоги чувствуют себя в роли тьюторов и какие сложности у них возникают.

Школа № 1574
Елена Кузьмина — учитель истории
Студенты-ассистенты: Маргарита Милованова и Ангелина Левещенко
«Когда мы пришли в школу, все будто ждали нас, мы чувствовали, что школе нужна помощь. Правда, в первый день был технический сбой, и буквально за 30 минут до начала урока оказалось, что вести занятие придется полностью самостоятельно. Успела немного пробежать глазами по учебнику, понять, какую тему дети проходят, и сразу в класс, — рассказывает Маргарита Милованова. — Но в школе все поддерживают друг друга. Я знаю, что могу обратиться к любому учителю и он обязательно поможет».

Кто-то из девушек уже освоился в школе, кто-то пока только прислушивается к старшим и помогает скорее с техническими моментами. Но для всех это своего рода образовательный интенсив: резкое и быстрое погружение в среду, работа «в поле», возможность решать педагогические задачи оперативно, здесь и сейчас.

Елена Кузьмина уверена в своих помощницах: «Эта связка поколений необходима. Чем больше студентов сейчас учатся у профессионалов, тем более сильное учительское поколение придет нам на смену. Конечно, вначале девочки вели себя немного скованно, потому что на практику отводится мало часов, но все это приходит с опытом. И я вижу их прогресс.

Сейчас я даже думаю, что не буду подключаться к последним урокам, мы планируем их вместе, а проведут мои помощницы их уже сами

В жизни иногда нужно отпускать поводок. Одно дело — постоянно находиться под присмотром, совсем другое — чувствовать себя полноценным учителем».

Во всех школах установлены санитайзеры, соблюдается масочный режим, на входе — термометрия. Дети сидят в одном кабинете, его проветривают, воздух очищается кварцевыми лампами. У всех в разное время прием пищи, в разное время заканчиваются уроки — то есть даже параллельные классы не контактируют друг с другом.

«Сперва мы, честно сказать, не очень хорошо отреагировали на это объявление: придется ездить в школы, каждый день контактировать с большим количеством людей. Но сейчас я рада, что обстоятельства сложились именно так. Риск, конечно, есть, но школа делает все возможное, чтобы его минимизировать», — говорит Ангелина Левещенко.

Права на материалы с сайта mel.fm принадлежат ООО «МЕЛ» (ОГРН: 1157746946686). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя.